Охота, охотничье оружие, правила охоты, особенности охоты, русская охота
| А | Б | В | Г | Д | ЕЖ | ЗИ | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | УФ | ХЦЧ | ШЩ | ЭЮЯ | Сокращения
ДРЕССИРОВКА СОБАК, методы
воздействия на охотничьих собак с целью выработки у них определённых условных
рефлексов и навыков, необходимых для охоты. Успех Д. с. зависит от умения дрессировщика
использовать врождённые качества и способности собаки (напр., чутьё), особенности
её инстинктивного поведения (отдача голоса при преследовании зверя, стойка при
нахождении дичи и др.). Условные рефлексы отрабатываются на основе безусловных
— пищевого, ориентировочного и оборонительного. Пищевой рефлекс, заложенный
в рабочих качествах охотничьих собак, позаимствован от их далёких предков. У
легавых безусловным раздражителем является запах птицы, у гончих — вид и запах
зайца и лисицы, у норных собак — земляной зверь. Безусловный ориентировочный
рефлекс хорошо проявляется в «работе» у всех охотничьих собак.
Д. с. начинается с подготовит, этапа (до 6-мес.
возраста), когда щенка приучают к кличке, запрещающей команде, хождению на поводке
и безотказному подходу к ведущему; затем следует выработка общего послушания,
когда молодую собаку обучают выполнению команд, позволяющих управлять ею в условиях
охоты и в быту; третий этап — спец. дрессировка — развитие у собаки врождённых
и выработка условных рефлексов, позволяющих успешно использовать её на охоте;
и завершающая тренировка — закрепление и совершенствование желательных
рефлексов, выработка навыков, накопление у собаки
опыта «работы» в усложнённых условиях.
На первом этапе необходимо создать такие условия
содержания щенка, к-рые способствуют развитию у него сильного, уравновешенного
и подвижного характера. В процессе воспитания щенка его приучают к самым
элементарным командам, к-рые обычно подаются голосом с доброжелательной интонацией.
Команда должна быть короткой, настойчивой, в спокойных тонах. При необходимости
щенка оглаживают рукой, ласкают и дают лакомство.
Нельзя угрожающе резко кричать, сильно дёргать
за поводок и тем более применять болевые воздействия. Если собаке в процессе
обучения надоедает выполнение к.-л. команды, следует временно прекратить учёбу.
Дрессировщик обязан быть терпеливым, настойчивым и в достаточной степени ласковым.
Резкие, порывистые, лишние движения вызывают у собаки проявление оборонит, реакции
в форме злобного или трусливого, робкого отношения к дрессировщику и могут отрицательно
повлиять на психику животного. Многие команды (напр., «Ко мне!»)
отрабатываются на поводке. Апортировка, если она необходима, развивается и закрепляется
ещё в возрасте, когда щенок склонен таскать разл. предметы. Как правило, играя,
он охотно подходит с поноской к человеку — этот момент можно закрепить поощрением.
Немаловажное значение имеют движения и жесты дрессировщика, к-рый, меняя их
направление или бросая на глазах у собаки к.-л. предмет, увлекает её за собой
или за брошенным предметом.
На втором этапе Д. с. (с 10 мес до 1,5 года) наиб,
распространён контрастный метод дрессировки — поощрение желательных рефлексов
и подавление нежелательных. Для поощрения применимы лакомство, ласка, спец.
поощрительные команды и интонация голоса, а также удовлетворение инстинкта (напр.,
скармливание в виде лакомства молодой собаке пазанка или добытого из-под нее
зверя). Если собака не подчиняется ведущему, совершает нежелательные действия,
применяют запрещающие команды, строгую интонацию голоса. В результате вырабатывается
стойкий условный рефлекс,
к-рый при длительной тренировке превращается в навык. Спец. дрессировку охотничьих
собак проводят сами охотники в процессе нагонки (см. Гончих собак нагонка),
нахаживания (см. Лаек налаживание), натаски (см. Легавых собак
натаска, Спаниелей натаска) и притравки (см. Борзых собак притравка,
а также Норных собак притравка). При подражательном методе дрессировки
обучаемая собака перенимает необходимые рефлексы во время охоты от уже дрессированной
собаки. Недостаток этого метода, несмотря на его простоту, в том, что наряду
с выработкой необходимых желательных условных рефлексов, обучаемая собака перенимает
от уже обученной нежелательные черты поведения и недостатки в «работе»,
в той или иной мере присущие любой собаке. Выработанные в результате Д. с. рефлексы
и навыки необходимо закреплять в процессе повседневного общения с собакой и
в рабочей обстановке.
|