Дрессировка собак, Охота, охотничье оружие, правила охоты, особенности охоты, русская охота

 | На главную | Охотничий словарь | Карта сайта|

 


Охота, охотничье оружие, правила охоты, особенности охоты, русская охота

| А | Б | В | Г | Д | ЕЖ | ЗИ | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | УФ | ХЦЧ | ШЩ | ЭЮЯ |

Сокращения


ДРЕССИРОВКА СОБАК, методы воздействия на охотничьих собак с целью выработки у них определённых условных рефлексов и навыков, необходимых для охоты. Успех Д. с. зависит от умения дрессировщика использовать врождённые качества и способности собаки (напр., чутьё), особенности её инстинктивного поведения (отдача голоса при преследовании зверя, стойка при нахождении дичи и др.). Условные рефлексы отрабатываются на основе безусловных — пищевого, ориентировочного и оборонительного. Пищевой рефлекс, заложенный в рабочих качествах охотничьих собак, позаимствован от их далёких предков. У легавых безусловным раздражителем является запах птицы, у гончих — вид и запах зайца и лисицы, у норных собак — земляной зверь. Безусловный ориентировочный рефлекс хорошо проявляется в «работе» у всех охотничьих собак.

Д. с. начинается с подготовит, этапа (до 6-мес. возраста), когда щенка приучают к кличке, запрещающей команде, хождению на поводке и безотказному подходу к ведущему; затем следует выработка общего послушания, когда молодую собаку обучают выполнению команд, позволяющих управлять ею в условиях охоты и в быту; третий этап — спец. дрессировка — развитие у собаки врождённых и выработка условных рефлексов, позволяющих успешно использовать её на охоте; и завершающая тренировка — закрепление и совершенствование желательных рефлексов, выработка навыков, накопление у собаки опыта «работы» в усложнённых условиях.

На первом этапе необходимо создать такие условия содержания щенка, к-рые способствуют развитию у него сильного, уравновешенного и подвижного характера. В процессе воспитания щенка его приучают к самым элементарным командам, к-рые обычно подаются голосом с доброжелательной интонацией. Команда должна быть короткой, настойчивой, в спокойных тонах. При необходимости щенка оглаживают рукой, ласкают и дают лакомство.

Нельзя угрожающе резко кричать, сильно дёргать за поводок и тем более применять болевые воздействия. Если собаке в процессе обучения надоедает выполнение к.-л. команды, следует временно прекратить учёбу. Дрессировщик обязан быть терпеливым, настойчивым и в достаточной степени ласковым. Резкие, порывистые, лишние движения вызывают у собаки проявление оборонит, реакции в форме злобного или трусливого, робкого отношения к дрессировщику и могут отрицательно повлиять на психику животного. Многие команды (напр., «Ко мне!») отрабатываются на поводке. Апортировка, если она необходима, развивается и закрепляется ещё в возрасте, когда щенок склонен таскать разл. предметы. Как правило, играя, он охотно подходит с поноской к человеку — этот момент можно закрепить поощрением. Немаловажное значение имеют движения и жесты дрессировщика, к-рый, меняя их направление или бросая на глазах у собаки к.-л. предмет, увлекает её за собой или за брошенным предметом.

На втором этапе Д. с. (с 10 мес до 1,5 года) наиб, распространён контрастный метод дрессировки — поощрение желательных рефлексов и подавление нежелательных. Для поощрения применимы лакомство, ласка, спец. поощрительные команды и интонация голоса, а также удовлетворение инстинкта (напр., скармливание в виде лакомства молодой собаке пазанка или добытого из-под нее зверя). Если собака не подчиняется ведущему, совершает нежелательные действия, применяют запрещающие команды, строгую интонацию голоса. В результате вырабатывается стойкий условный рефлекс, к-рый при длительной тренировке превращается в навык. Спец. дрессировку охотничьих собак проводят сами охотники в процессе нагонки (см. Гончих собак нагонка), нахаживания (см. Лаек налаживание), натаски (см. Легавых собак натаска, Спаниелей натаска) и притравки (см. Борзых собак притравка, а также Норных собак притравка). При подражательном методе дрессировки обучаемая собака перенимает необходимые рефлексы во время охоты от уже дрессированной собаки. Недостаток этого метода, несмотря на его простоту, в том, что наряду с выработкой необходимых желательных условных рефлексов, обучаемая собака перенимает от уже обученной нежелательные черты поведения и недостатки в «работе», в той или иной мере присущие любой собаке. Выработанные в результате Д. с. рефлексы и навыки необходимо закреплять в процессе повседневного общения с собакой и в рабочей обстановке.


 

 

Наши партнеры: