Охота, охотничье оружие, правила охоты, особенности охоты, русская охота
| А | Б | В | Г | Д | ЕЖ | ЗИ | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | УФ | ХЦЧ | ШЩ | ЭЮЯ | Сокращения
ВОСПИТАНИЕ ЩЕНКА, формирование
у щенка желательных навыков путём системагич. воздействия на него в процессе
развития. Обеспечивает его владельцу удобство дальнейшего совместного проживания,
подготавливает щенка к полевой дрессировке и успешному использованию в будущем
на охоте. С первых дней щенка нужно приучить к своему месту. Он должен усвоить,
что спать ему разрешается только на его лежанке. Если щенок укладывается спать
на ковре, полу и т. п., его переносят на лежанку, неоднократно повторяя команду
«Место!». Пока щенок осваивает команду, интонация голоса должна
быть ласковой, впоследствии она может быть более требовательной. Одновременно
щенок должен привыкать к своей кличке (при её выборе желательно прибегать к
традиционным кличкам собак и не использовать человеческие имена). Отдавая
щенку команду «Место!», необходимо сопровождать её кличкой. Обучение
щенка команде «Ко мне!» лучше всего связать с приёмом пищи. Приготовив
еду, следует ласково повторять эту команду, сопровождая её кличкой, и, когда
щенок подойдёт, предложить ему его миску с пищей. В иное время команда «Ко
мне!» отрабатывается с лакомством — небольшими кусочками мяса, печенья,
сушек. Собственную кличку, а также команды «Место!» и «Ко
мне!» щенок должен хорошо усвоить к 2—2,5-мес. возрасту. С этого же времени
следует обратить внимание на физич. развитие щенка, чему способствуют частые
прогулки и игры на свежем воздухе. Здесь же следует продолжать отработку команды
«Ко мне!», добиваясь её безусловного выполнения в самых разных условиях.
Во время игры можно познакомить щенка с ошейником, а с 3-мес. возраста — и с
поводком. Вначале не стоит водить щенка на поводке, достаточно позволить ему
волочить поводок за собой по земле, обращая внимание на то, чтобы щенок не играл
с ним и не грыз его. Следует запрещать щенку прыгать на взрослых или детей,
используя команду «Нельзя!» и сопровождая её ударом розгой, прутиком
или свёрнутой в трубку газетой. Нужно добиваться безусловного и быстрого выполнения
команды «Нельзя!», в частности при попытках щенка подобрать и съесть
на улице к.-л. отбросы. В 4—5-мес. возрасте, если позволяет время года, щенка
нужно приучить к плаванию. С этой целью его владелец должен войти в воду (на
мелком месте) и подзывать щенка к себе. В этом же возрасте необходимо научить
щенка выполнять команду «Сидеть!». Подозвав щенка, нужно поднять
над ним руку с лакомством и отводить её по направлению к хвосту, повторяя «Сидеть!».
Чтобы лучше разглядеть лакомство, щенок сядет. В этот же момент лакомство следует
отдать ему для поощрения и погладить. Повторив такой приём многократно, в конце
концов вместо лакомства можно использовать поощрение поглаживанием или одобрение
ласковыми словами «Хорошо, хорошо!». Щенка, освоившего команду «Сидеть!»,
надо приучить к команде «Лежать!».
Посадив щенка командой «Сидеть!», следует отпустить руку с лакомством
к земле в небольшом отдалении от него. Если щенка придерживать за ошейник, он,
потянувшись за лакомством, ляжет. Скомандовав «Лежать!», следует
сразу отдать ему лакомство. Безусловного выполнения команды «Лежать!»
надо добиваться и на улице в самых разл. условиях, сначала на поводке, а затем
и без него. Следует научить щенка оставаться лежащим и при отходе владельца
от него на неск. метров, а также ложиться без команды голосом — по жесту руки.
В возрасте 5—6 мес щенка надо научить показывать
зубы. Это пригодится на выставках, где показ зубов обязателен. Усадив щенка,
следует взять его двумя руками за морду, правой — сверху, а левой — снизу и
пальцами раздвинуть губы вверх и вниз. Щенок должен показывать зубы беспрекословно
в любых условиях.
Последняя команда, выполнять к-рую нужно научить
щенка в период воспитания, это команда «Рядом!». В возрасте 5—б
мес он усваивает её и выполняет на основе вкусопоощрительного метода гораздо
легче, чем более взрослая собака. Взяв щенка на короткий поводок левой рукой
и скомандовав «Рядом!», следует начать движение с ним, подтягивая
его к ноге. Если щенок хотя бы недолго пойдет рядом, его надо угостить лакомством.
Повторяя приём, необходимо добиваться более или менее продолжительного движения
щенка у ноги, сначала в безлюдном, а затем в людном месте. В возрасте ок. 6
мес щенка желательно приучить к наморднику, приобщить к поездкам на транспорте,
познакомить с домашним скотом и птицей, пресекая попытки нападения на них. Целесообразно
подольше гулять со щенком в людных местах, держа его на поводке. В целях закаливания
щенка необходимо выводить на прогулку в любую погоду. В. щ. нек-рых пород (напр.,
норных) требует дополнит. упражнений. Так, щенка норной породы следует приучить
к транспортировке в сумке или рюкзаке, первоначально связывая это с приятными
ощущениями (лакомство, выход на прогулку и т. д.), научить пролезать через трубу
и возвращаться обратно (с помощью игрушки, к-рую закладывают в трубу, вначале
неглубоко, затем поглубже, перейдя при этом к др. концу трубы и подзывая собаку).
Для тренировки можно использовать асбестовую трубу диам. 250—300 мм или деревянную,
прямоугольного сечения, сбитую из 4 досок (выс. 25 см, шир. 18 см). Зимой можно
прорыть тоннель в снежном сугробе, в квартире скатать трубу из ковра. С 4—5
мес. хорошо предоставить щенку травлю крыс (если есть такая возможность), периодически
давать потрепать старую шкурку лисицы или енота, потягивая её к себе, а затем
уступить, не отпуская (неск. раз). Не следует поощрять травлю кошек, особенно
взрослых (опытных) и одичалых, т. к. это может закончиться для щенка серьёзной
травмой. См. также Выращивание щенка,
Дрессировка собаки; Содержание собаки.
|